Эволюция искусства Эль Греко

Распятие Христа Эль Греко / www.ElGreco.ru Последовавший после "Погребения графа Оргаса" поворот живописца к новой манере отразил общее направление его творчества, которое можно охарактеризовать как стремление к повышенной духовности. Эволюция искусства Эль Греко представляла собой единый путь, в котором каждое значительное произведение явилось определенным этапом в развитии и усложнении его художественного метода. Вместе с тем путь этот не был однолинеен. Поиски нового не исключали возврата к старому, а многообразие приемов, особенно в композиции и колорите, свидетельствовало о широте его творческих исканий. Мастер создавал многофигурные алтарные картины — целые циклы, насчитывавшие ряд огромных самостоятельных полотен, он писал изображения святых, серии апостолов, сцены религиозных экстазов и покаяний. К тому времени возросла слава Эль Греко и как замечательного портретиста.

В эволюции колорита Эль Греко краски теряют свою материальность, становятся легкими и прозрачными, а их цветовое звучание — все более холодным: густой синий тон превращается в голубовато-стальной, красный — в розово-фиолетовый, теплый желтый — в холодный желто-зеленоватый. Нарастает беспокоящее обилие рефлексов: желтых по красному, желтых но зеленому, пронзительно розовых по красному, зеленых по красному, оранжевых по зеленому. Контрастность усиливается применением черных и белых красок, которые вместе с тем вносят в картину ощущение благородной и элегантной строгости. Однако трудно вместить раз-развитие колорита Эль Греко в какие-либо жесткие рамки. Противопоставление тонов, в первую очередь синего и желтого, создает иногда впечатление цветовой самостоятельности сильных красочных аккордов, иногда же объединяется общей опалово-серой тональностью. Мастер пишет то в ярко-серой гамме, то в сумрачной оливково-серой, сине-серой, ржаво-зеленой. при этом произведения, разделенные десятком лет, оказываются нередко ближе но колориту, нежели созданные одновременно.

Не менее разнообразны композиционные приемы Эль Греко, которые менялись им в зависимости от назначения картины, от ее масштабов, формата, иконографических мотивов и изобразительных факторов. Наряду c произведениями, где действие изображалось в нескольких планах, он обращался к традиционному и простому тину композиции, например в "Распятиях". Монументальные алтарные картины с их сложным сопоставлением крупного плана и свободно развивающегося пространства, не связанного законами перспективы, соседствовали с картинами небольших размеров, где композиция подчинялась иному, более дробному, вибрирующему ритму. Сохраняя умеренную вытянутость композиции, Эль Греко строил ее на ритмическом созвучии линий и замкнутых форм, достигая впечатления завершенности и единства. Напротив, в сильно вытянутых по вертикали полотнах изображение кажется безграничным, ускользающим от человеческого взгляда. Вертикальный формат здесь как бы становится главным элементом, подавляющим все остальное. Отчасти вертикальный формат его картин диктовался высотой церковных алтарей, сам мастер создавал их архитектурные проекты. Возможно, что его вдохновляло также то красочное впечатление, которое создает в испанском храме наращиваемая по вертикали многоцветная алтарная композиция. Превосходный образец позднеготического пятиярусного алтаря украшает и поныне Главную капеллу толедского собора.

Одной из особенностей языка Эль Греко является своеобразная метафоричность, уподобление одних явлений и предметов другим. То, что изображает мастер — фигуры, одежда, облака, разнообразные предметы,— не всегда похоже на привычное. Передача пространства, освещения, движения, ритмики форм и интервалов между ними — все это обладает особой силой выразительности. Поэтому описание картин Эль Греко требует языка сложных и богатых сравнений, что в некоторых случаях может быть удачным, а нередко ведет к чисто субъективной трактовке. Однако, как бы ни были сложны для восприятия создания Эль Греко, они не производят впечатления зашифрованных ребусов. Образная ассоциативность его живописи вырастает на почве поэтического вымысла и творческого преображения реальности и не имеет ничего общего с той нарочитой алогичностью болезненного сознания, которую иногда стремятся ему приписать.

Некоторые произведения Эль Греко производят впечатление свободной художественной импровизации. Но даже самые "хаотичные" из них, нарушающие все традиционные представления о композиции, ритме, рисунке, линейной перспективе, сочетании цветов, не выходят за рамки строго продуманной и смелой художественной системы. Может быть, здесь сильнее всего ощущается, насколько Эль Греко, обладавший способностью ярко чувствовать, был вместе с тем рационально мыслящим художником. Внутренняя структура образа угадывается даже в его самых сложных картинах, построенных на ритмическом созвучии красочных пятен, линий, геометрических фигур — треугольников, овалов, полуовалов, прямоугольников. Элементы действительности вторгаются в образной строй его произведений. Поиски повышенной и субъективной духовности не закрывают от живописца впечатлений реального мира. В конечном счете в основе образов Эль Греко всегда лежит человеческое чувство, и не случайно зритель не может остаться к нему безучастным.