Жизнь в Испании на рубеже веков

Церковь Санта Мария ла Бланка. Внутренний вид. Толедо / www.ElGreco.ru Начало нового столетия почти совпало с началом правления в Испании нового монарха. Испанское общество вздохнуло свободнее. Многих окрылила надежда на лучшие времена. Но Филиппу III досталось на редкость тяжелое наследство. Мировая держава распадалась. В новое столетие Испания вступала социально отсталой страной, в значительной мере потерявшей свой международный престиж. Филипп III был совершенно беспомощен перед лицом неразрешимых проблем.

С воцарением нового монарха не изменилось ни бедственное положение страны, ни общее реакционное направление испанской политики. Напротив, правление Филиппа III ознаменовалось таким трагическим событием в испанской истории, как изгнание в 1609 —1610 годах около полумиллиона морисков. В одном Толедо их жило более четырех тысяч. Изгнание этих искусных ремесленников и трудолюбивых земледельцев привело к опустошению плодороднейших областей страны, а также к падению промышленности. Испанская действительность на рубеже двух столетий была сложна, многолика, контрастна. Столкновение с бесчеловечной природой новых зарождающихся буржуазных отношений породило в общественном сознании чувство всеобщего разлада. Дух наживы, голого чистогана разрушил иллюзии патриархального "земного порядка".

Если представить себе мысленно Испанию в начале XVII века с ее вопиющими противоречиями и напряженной борьбой различных художественных направлений и перенестись в обстановку Толедо, уже одряхлевшего сердца страны с его замирающим ритмом жизни, то нельзя не ощутить на этом фоне острого творческого одиночества Эль Греко. Его искусство, генетически связанное с поздним Возрождением, по времени захватывает и новую художественную эпоху.

В поздний период жизни Эль Греко стремился к уединению, в чем немалую роль играла усиливающаяся болезнь. Все теснее он замыкался в своем творчестве. Казалось, жизнь, которая шла где-то рядом, за стенами его дома, представлялась теперь особенно далекой. И все же отзвуки событий, волновавших всю Испанию, вероятно, доходили и до него.

Позднее творчество мастера — период приблизительно с 1605 года до его смерти в 1614 году — представляет собой, по существу, принципиальную антитезу этой новой эпохе и довольно редкий пример великого искусства, которое не имело почвы для дальнейшего развития. Эль Греко словно сжигал себя в своем творчестве: его мировосприятие все сильнее окрашивалось чувством трагизма и обреченности, изобразительные приемы принимали все более ирреальный, необычный для своего времени характер.