Учеба в Риме (1570-1575)

В конце 1570 года художник прибыл Рим, где прожил пять или шесть лет. Здесь он подружился с художником-миниатюристом Джулио Кловио, который обратился к своему покровителю, кардиналу Алессандро Фарнезе, с просьбой приютить чужестранца на первых порах. В своем письме Кловио упоминал автопортрет Эль Греко, который произвел "огромное впечатление на всех римских художников", до наших дней он, к сожалению, не сохранился. Кардинал Фарнезе принял критского живописца на службу, и предложил художнику жить в его дворце, где познакомился с многими просвещенными людьми своего времени - учеными и теологами. Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала приобрел семь картин молодого мастера.

Известно также, что в 1572 году Эль Греко стал членом Академии святого Луки, ненадолго в этом же году он возвращался в Венецию.

Немногие работы Эль Греко этого периода признаны достоверными.

"Исцеление слепого" (1570-е, музей Метрополитен, Нью-Йорк)

"Стигматизация Святого Франциска" (1570-72, частная коллекция)

"Мальчик, раздувающий лучину" (1570-72, музей Каподимонте, Неаполь)

"Гора Синай" (1570-72, Исторический музей Крита, Ираклион)

Портрет Джулио Кловио (1571-72, музей Каподимонте, Неаполь)

"Христос изгоняет торговцев из храма" (1571-76, Институт искусства, Миннеаполис)

"Пьета", или "Оплакивание Христа"

"Благовещение" (ок. 1575, коллекция Туссена, Мадрид)

Портрет Винченцо Анастази (ок. 1575, собрание Фрик, Нью-Йорк)

Портрет мужчины (ок. 1575, Государственный музей искусств Дании, Копенгаген)

Но все же Эль Греко так и не получил в Риме ни одного большого заказа, что, видимо, и послужило причиной его отъезда в Испанию, куда переехали многие мастера, приглашенные для строительства и декорирования роскошного Эскориала.