"Христос исцеляет слепого"

"И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим"

Евангелие от Иоанна 9:1-7.

Известно три работы Эль Греко, посвященных этой теме. В основном, они повторяют друг друга, расхождения наблюдаются в некоторых деталях.

Дрезденская версия, самая ранняя из них, не подписана автором. Она более свободная в композиционном плане, более простая по замыслу, на переднем плане художник поместил жанровые лейтмотивы – собаку, мешок, кувшин - которые в последующих версиях исключил. На картине персонажи придвинуты ближе к переднему плану, усложненная перспектива архитектурных элементов, прослеживается влияние маньеристических приемов, особенно в фигуре юноши в левой части картины, повернутого спиной и указывающего рукой на небо. Это произведение было создано под влиянием Венецианской живописной школы, в XVII веке авторство приписывали Паоло Веронезе, позже Джакопа Базано.

В Пармской галерее хранится наименее известная версия "Исцеления слепого", написанная маслом на холсте. Вероятно, она была написана художником к концу его пребывания в Венеции. Это наименьшая по размеру картина из всех трех "Исцелений", холст по краям был обрезан, линия обрезки прошла по крайней справа фигуре. По сравнению с дрезденской версией, в пармская композиции фигуры скомпонованы свободнее.

Третья, самая большая из сохранившихся картин "Христос исцеляет слепого", хранится в Нью-Йорке в музее Метрополитен. В этом незаконченном произведении явственно прослеживается влияние Венецианской школы. На дальнем плане художник так тонко изобразил две фигуры, сидящие тротуаре, что через слой краски просвечивают плитки тротуара. Предполагают, что крайняя слева фигура, обращенная лицом к зрителю - это автопортрет молодого Эль Греко. В XVII в. это произведение находилось в коллекции семьи Фарнезе. До сих пор неизвестна точная дата ее создания; долгое время считалось, что она была написана мастером в начале его непродолжительного пребывания в Риме. Однако сейчас предполагают, что он писал ее в Венеции, затем перевез в Рим. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что она была создана в промежутке между дрезденской и пармской картинами. Эта работа ранее приписывалось Тиноретто, позже Веронезе. В Мадриде хранится ее копия XVII века.

Христос исцеляет слепого. Эль Греко Христос исцеляет слепого. Эль Греко Христос исцеляет слепого. Эль Греко
Слева: Христос исцеляет слепого. Ок. 1567. Картинная галерея, Дрезден
В центре: Христос исцеляет слепого. 1570-75. Национальная галерея, Парма
Справа: Христос исцеляет слепого. 1570-е. Музей Метрополитен, Нью-Йорк