Алтарь Дона Мария де Арагон (1596—1600)

Крещение Христа Эль Греко / www.ElGreco.ru Коллегия де Нуэстра Сеньора Энкарнасьон, также известный под названием Коллегия де Дона Мария де Арагон, был основан с целью обучения священников-августинцев. Строительство церкви было начато в 1580 году. Не смотря на то, что Эль Греко жил постоянно в Толедо, а в Мадриде практически не имел связей, ему удалось получить большой заказ на создание главного алтаря.

В декабре 1596 г. был составлен договор между Советом Кастилии и художником, согласно которому работа над алтарем, включавшая и скульптуры, и позолоту, и работы по дереву, должны были завершиться к Рождеству 1599 года. Однако алтарь был полностью закончен лишь в июле 1600 года.

Алтарь Дона Мария де Арагон стал самым прибыльным и грандиозным заказом Эль Греко. За него было заплачено 6 тысяч дукатов, это самая большая сумма, полученная художником за его произведения.

В этих картинах Эль Греко впервые применил характерную для его "позднего" периода "мистическую" живописную манеру – вытянутые вверх формы, словно светящиеся мерцающие краски, комбинации цветов на грани диссонанса, судорожные выразительные жесты персонажей, их экстатические переживания и мистические видения.

В 1810 году, во времена религиозных реформ Джозефа Бонапарта, правившего Испанией в 1808—1813 годах под именем король Иосиф I Наполеон.

К сожалению, до наших дней не сохранилось точного описания алтарного образа, вероятно, он включал сцены из жизни Христа. Согласно документу 1814 г. алтарь включал 7 картин и 6 статуй. До сих пор ведутся споры по поводу его вида, согласно последнему заключению, в него входили 5 произведений мастера, хранящихся в наши дни в собрании Прадо (Мадрид), а "Поклонение пастухов" - в Бухаресте.

"Благовещение"

"Крещение Христа"

"Распятие Христа"

"Воскресение Христа"

"Сошествие Святого Духа"

"Поклонение пастухов"

Седьмая картина, по всей вероятности, утрачена. Предполагают, что это было "Коронование Богоматери". Эти картины сходны по размерам, манере написания и по тематике.

Сцена "Благовещение" - самая широкая из картин, вероятно, располагалась в центре (церковь Коллегии была посвящена Богородице). По бокам от нее располагались, вероятно, сцены "Поклонение пастухов" и "Крещение Христа". Над "Благовещанием" располагалась, предположительно, сцена "Распятие", по бокам - "Сошествие Св. Духа" и "Воскресение Христа". Такой тип ретабло использовался и в Эскориале.