Образы святых и апостолов Эль Греко

Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель Эль Греко / www.ElGreco.ru Наибольшей популярностью у заказчиков пользовались изображения распятия, святого семейства, благовещения, скорбящей Богоматери, кающегося апостола Петра, Марии Магдалины и особенно различных святых в сценах покаяния, молитвы, экстаза. Известно более ста двадцати изображений Франциска Ассизского, святого, широко почитаемого на родине художника. Образ этого святого, в трактовке Эль Греко подчеркнуто аскетический и экзальтированный, пользовался признанием в испанском обществе. В своем трактате Пачеко отметил превосходство Эль Греко над другими мастерами его времени в изображении св. Франциска.

Эль Греко часто писал кающихся святых с обращенными к небу глазами, полными слез, с однообразными, экстатическими жестами (аналогичный прием был распространен и в искусстве барокко). Производство картин культового характера, которых едва ли касалась кисть самого мастера, свидетельствует о его житейском практицизме. Как бы с чувством снисходительного превосходства мастер снабжал набожных испанцев произведениями со столь полюбившимися им изобразительными приемами.

Все это, однако, не может заслонить то подлинно значительное, что было создано мастером и в данной области. Изображения святых отвечали его страстному интересу к интенсивной жизни человеческого духа, выдвигали ряд этических проблем. Многих евангельских персонажей Эль Греко сближает не только большое внешнее сходство, но и единство настроения при разнообразии эмоционально-психологических оттенков. Почти во всех его изображениях святых можно проследить в той или иной мере проявление двух внутренне различных типов характера, то страстно порывистого, то более углубленно созерцательного. Их сопоставление дается в парных образах. Обычно это напряженный внутренний диалог, где огромную роль играет язык жестов. Святые часто представлены во весь рост, их фигуры сильно вытянуты, кажутся бесплотными на фоне драматического пейзажа, где нередко, подобно тревожному видению, возникает изображение Толедо.

В подобных произведениях тонкая психологическая дифференциация образов отступает на второй план, основное впечатление создается общим сумрачным, беспокойным настроением картины.

"Святые Апостолы Петр и Павел"

"Святой Апостол Иоанн Богослов"

"Святой Иоанн Креститель и Святой Франциск"

"Святые Иоанн Богослов и Иоанн Креститель"

"Святой Ильдефонс"

"Святой Лука"

"Святой Себастьян"