Портрет фра Ортенсио Феликса де Парависино (около 1609)

Портрет фра Ортенсио Феликса де Парависино Эль Греко / www.ElGreco.ru В последние годы жизни Эль Греко писал портреты, в которые объединяет и индивидуальность личности, и возвышенная идеализированность образов. Один из них - портрет фра Ортенсио Феликса де Парависино (1580-1633), который был монахом-тринитарием (членом ордена Пресвятой Троицы), и при этом ближайшим другом Эль Греко.

Фра Ортенсио происходил из Италии, в Мадриде, как и Эль Греко, он был чужеземцем. Однако в Испании карьера монаха, в отличие от художника, бысто пошла вверх. В 21-летнем возрасте он занял должность профессора риторики в Университете Саламанки, и почитался одним из влиятельнейших и ярчайших интеллектуалов времен правления королей Филлипа II и Филлипа III. В 36 лет Парависино стал придворным проповедником при дворе Филлипа III. Его горячие проповеди были революционными для своего времени, они положили начало новому направлению в богословской риторике.

Брат Ортенсио также прославился как плодотворный поэт-мистик Испанского барокко. В знак признательности поэт посвятил несколько сонетов художнику Эль Греко (в настоящее время известно 4 таких сонета), в которых именовал художника не иначе как "божественным соперником Прометея". Также его перу принадлежат часто цитируемые слова об Эль Греко: "Крит дал ему жизнь и ремесло живописца, Толедо лучшая родина, где через Смерть он начал достигать вечной жизни". В другом сонете упоминается, что портрет был написан, когда поэту исполнилось 29 лет. Эти сонеты вошли в поэтический сборник, изданный в 1641 г.

На портрете изображен в полный рост молодой человек в монашеских одеяниях, сидящим в простом кожаном кресле. Бесспорно, Эль Греко изобразил монаха во время дружеской беседы, его фигура расслаблена. Одна рука пассивно покоится на подлокотнике, другая придерживает две книги. Создается впечатление, что толстый том едва не соскальзывает вниз. Пальцы левой руки заложены в меньший томик. Фигура монаха окружена пустым пространством. Простота интерьера подчеркивает отличие от портрета сурового кардинала, окруженного богатым декором.

Художник мастерски передал благородство и незаурядную силу духа молодого проповедника. На узком, аскетически изможденном лице ярко выделяются пронзительные глаза, горящие верой, в них читается причастность к божественным таинствам. Портрет фра Ортенсио Феликса де Парависино по праву считается шедевром мирового портретного искусства.