Алтарные образы церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (1577-1579)

Ретабло церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо - Доменико Эль Греко в соборе в Толедо / www.ElGreco.ru В августе 1577 года Эль Греко заключил официальный договор с Диего де Касталья (1510/15-1584), деканом Толедского кафедрального собора, согласно которому обязался написать три алтарных образа для церкви цистерианского монастыря Санто Доминго эль Антигуо. Большая часть этих картин находится в Прадо, а центральное, самое известное полотно "Вознесение Марии" — в музее Чикаго.

На боковых алтарях изображены сцены "Поклонение пастухов" (сейчас в частной коллекции) и "Воскресение Христа" (сохранились на месте до наших дней). Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте.

В центре алтаря размещалась самая большая картина алтаря - сцена "Вознесение Марии", подписанная автором и датированная 1577 годом. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – "Троица" (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Бенедикта и Св. Бернарда, были впоследствии заменены на копии, благодаря чему запрестольный образ сохранил свой первоначальный облик.

Справа и слева от "Вознесения", на нижнем ярусе ретабло помещены изборажения святых в полный рост - Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Седобородый почтенный старец Иоанн Богослов погружен в чтение Книги, которая является традиционным атрибутом Святого.В отличие от "Вознесения", эти два холста сохранились на своих местах до наших дней. Иоанн Креститель традиционно изображен в ображе сурового отшельника, сухощавого, но при этом мускулистого, в грубых одеяниях. Правой рукой он указывает на пустую гробницу Марии на центральной картине.

"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед"

Евангелие от Матфея 3:1-4.

Сохранились наброски Эль Греко к этим картинам - Иоанна Крестителя (частная коллекция), два к холсту Иоанна Богослова (в частной колллекции и в Испанской Национальной библиотеке в Мадриде)

Эль Греко предоставили планы церкви и обрамлений боковых алтарей Хуана де Эррера, придворного архитектора при Филлипе II, также проектировавшего Эскориал. Эль Греко должен был доработать чертежи проекта, а также написать картины для боковых алтарей, которые будут полностью удовлетворять вкусу дона Диего, и оставаться в Толедо, пока эти работы не будут завершены.

К тому же он должен был руководить работами не только по созданию алтарных обрамлений, но и также табернакля и пяти статуй. Фигуры двух пророков и трех христианских добродетелей – Веры, Надежды и Любви - впоследствии были установлены сверху на раме главного алтаря. Проект обрамлений для ретабло и боковых алтарных образов, а также статуи, разрабатывал Эль Греко. Вероятно, подобные работы были привычны для мастера, который был знаком с архитектурными трактатами Виртувия и Серлио, а в Венеции для изучения сложных поз, вылеплял фигуры из воска и глины.

Их изготовил, с некоторыми отклонениями от первоначального проекта, Хуан-Батисто Монегро (ок. 1545-1621). Этот же мастер создал и фигуры херувимов, которые поддерживают щит с изображением Нерукотворного Образа Христа (1579) Между большими картинами "Вознесение Марии" и "Троицей" помещен щит с изображением. Лик Спасителя, по преданию, проявивился на полотне, которым Вероника отерла лицо Иисуса, во время Его следования на Голгофу. Эта картина на деревянной доске написана в византийской иконописной манере, окружена вычурной рамкой, которую поддерживают два херувима работы Хуана Батиста Монегро. И тяжеловесное обрамление, и расположение в общем плане, и цветовое решение - все привлекает внимание к подчеркивает особенную роль этого образа в общем замысле алтаря. Полагают, что Нерукотворный Образ был последней частью алтарного образа, написанного художником для толедской церкви Сатно Доминго эль Антигуо.

Возможно, протекцию Эль Греко составил Луис, внебрачный сын дона Диего, познакомившийся с художником в период пребывания в Риме в 1571-75 гг. Быть может, Эль Греко получил заказ, еще в Риме, что и стало причиной его приезда в Испанию. Как бы то ни было, этот заказ стал важной ступенькой карьерной лестницы художника в Толедо.

Алтарные образы церкви Санто Доминго Эль Антигуо стали достойным дебютом величайшего художественного таланта Эль Греко в Толедо. Мастер привнес в застоявшуюся испанскую культурную среду подхваченные в Италии передовые идеи о возможностях искусства передавать величайшие духовные ценности.