"Пьета", или "Оплакивание Христа"

"Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;

он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;

и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба"

Евангелие от Матфея 27:57-61.

"Пьета", или "Оплакивание Христа", была создана молодым Доменико Теотокопули, известным нам под именем Эль Греко, во время его пребывания в Риме. Во многом эта картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют "Пьета с Никодимом", или "Пьета Бандини" (1547-1555), ныне хранится в Флорентийском соборе. Трое обнимают мертвого Иисуса Христа: Богоматерь, мать Христа, Мария Магдалина и Иосиф Аримафейский. В такой же компактной группе из четырех фигур трагическая выразительность и страстная одухотворенность достигает апогея. Если Микеланджело достигает драматического эффекта пластическими средствами, то Эль Греко использует в картине более резкие переходы красок. Для того чтобы передать глубину чувств, художник сочетал более резкие цвета, характерные для римских художников, с более широкой палитрой венецианского стиля.

На заднем плане мастер изобразил пейзаж с горой Голгофой – местом распятия Мессии. На горе установлены три креста, для Христа и двух разбойников, которые были казнены вместе. Ненастные небеса также скорбят о смерти безвинного Агнца Божьего.

"Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

и померкло солнце, и завеса в храме разодралась по средине"

Евангелие от Луки 23:39-45.

Полагают, что в своей картине "Оплакивании Христа" Эль Греко использовал как образец не только скульптурную группу "Пьета Бандини" работы Микеланджело. Положение ног и кистей рук мертвого Христа, безжизненно обвисших, напоминает рисунок, выполненный Микеланджело по просьбе Виттории Колонны. Причем в рисунке Буонарроти, как и в картине Доменико, Богоматерь возвышается над поникшей фигурой Сына Божьего, поддерживаемой с двух сторон.

Примерно к тому же периоду времени относится картина "Пьета", ныне хранящаяся в коллекции Испанской общины Америки (Нью-Йорк). Отличие состоит в том, что она большего размера, написана маслом на холсте, а филадельфийская версия на эту же тему, темперой на дереве. Несколько изменен ландшафт на заднем плане, наблюдаются отличия и колористических решениях.

Эти две картины "Оплакивание Христа" иллюстрируют переходный этап в творчестве критского художника к его зрелому стилю, в который традиционная византийская иконописная манера преобразилась под влиянием достижений итальянского Ренессанса, почерпнутыми мастером во время его учебы в Венеции и Риме.

Пьета, или Оплакивание Христа. Эль Греко Пьета, или Оплакивание Христа. Эль Греко
Слева: Пьета, или Оплакивание Христа. 1571-75. Темпера, дерево. Музей искусств, Филадельфия
Справа: Пьета, или Оплакивание Христа. Ок. 1575. Масло, холст. Коллекция Испанской общины Америки, Нью-Йорк