"Снятие пятой печати", или "Видение Святого Иоанна Богослова" (1608-1614)

Снятие пятой печати Эль Греко / www.ElGreco.ru Поздние работы Эль Греко, такие как "Снятие пятой печати" и "Лаокоон", в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, переносит в мир мистических видений, не были поняты современниками. В его картинах грани между землей и небом стираются; пропорции человеческих фигур неестественно вытягиваются.

Эль Греко использовал для своей картины нетрадиционный сюжет - из Книги Откровения, написанного Апостолом Иоанном на острове Патмос. Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т.е. Иисусом Христом пятой из семи печатей. Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, ведущие к концу света.

"И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,

и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?"

Откровение 6:9-17.

Апокалиптическое полотно "Снятие пятой печати" было заказано художнику в 1608 году для госпиталя Сан Хуан де Баутиста (госпиталя Тавера) в Толедо. Первоначально планировалось, что оно станет деталью алтарного образа из трех, заказанных для госпиталя. Остальые две части также сохранились до наших дней - это "Благовещание" (Музей Сантадер, Мадрид), верхняя часть которого обрезана и в под названием "Хор ангелов" находится в Афинской Национальной галерее, и "Крещение Христа" (Госпиталь Тавера, Толедо).

На переднем плане изображена коленопреклоненная фигура Святого Иоанна, его лицо обращено к небесам, руки простерты вверх. Вся фигура святого непомерно вытянута, он находится в молитвенном трансе, созерцая мистические видения, проносящиеся перед его взором. Художник с пугающей мощью передал ощущение невероятной духовной силы и святости пророка.

В глубине картины, словно в бездонном провале, святые мученики восстают из своих могил, дабы получить белые одежды. Они простирают руки к небесам, требуя отмщения за свои страдания. Вытянутые обнаженные фигуры мечутся, словно язычки пламени.

Справа находится группа из трех мужских фигур на фоне зеленой драпировки, принимающих из рук парящих херувимов белые одеяния. Слева группа из четырех фигур (вероятно, две мужские и две женские) написана на фоне желого полотна. Они укутываются, или наоборот, сбрасывают с себя покрывало.

Эль Греко удалось отобразить мистическое видение Апокалипсиса в цвете, свете и движении. Создается впечатление, что краски на картине светятся. Искаженные, изломанные линии усиливают эмоциональную выразительность, характерную для поздних работ мастера.

Картина осталась незаконченной, она упоминается в списке, составленном после смерти художника. Предположительно в верхней части картины, обрезанной и утраченной сейчас, находилось изображение Агнца Божьего, снимающего печать с Книги. По другомй версии на ней находилось изображение престола Божьего, который описан в Откровении Иоанна Богослова:

"И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца,

которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;

и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади"

Откровение 4:2-6.

Эта картина вызвала немало восхищенных отзывов художников двадцатого века, в частности, Пабло Пикассо.