"Погребение графа Оргаса" (1586-1588)
Огромный успех картины
Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты "знаменитых людей нашего времени".
Огромный успех картины чрезвычайно упрочил положение Эль Греко в Толедо, хотя ему и пришлось вести длительную, едва не дошедшую до обращения к римскому папе тяжбу с заказчиками.
Создание этой картины тесно сблизило художника с древним городом. Заключенное в скромном интерьере толедской церкви драгоценное, невиданное на кастильской земле произведение стало неотъемлемой частью, своего рода овеществленным памятником Толедо.
В отличие от других полотен, написанных здесь Эль Греко (напомним, что многие из них покинули Испанию), как, например, огромное "Эсполио", которое уже меняло свое местонахождение, эта картина неразрывно связана с данным помещением, данным интерьером. Подобно запечатленным на полотне участникам траурной мессы, зритель как бы присутствует при погребении графа Оргаса, которое произошло именно в этом храме и в этом городе. Никогда еще в творчестве Эль Греко образ Толедо не входил так содержательно в духовный строй его произведений.
Разные эпохи оценивали по-разному знаменитую картину. В начале XVIII века художник Антонио Паломино, представитель эстетики классицизма, наивно считал ее последним произведением Эль Греко, написанным в традициях Тициана. В 30-х годах XX столетия немецкий искусствовед Гуго Керер назвал "Погребение графа Оргаса" одним из самых значительных созданий европейского маньеризма.